Новости

Август 2019

И.Неверов. «Хороший день» от Виктора Сорокина

Материал для "Липецкой газеты" от 16.07.2019

Живописное наследие народного художника России Виктора Сорокина как будто бы досконально изучено искусствоведами, хорошо известно его поклонникам и в России, и за рубежом. И уж, разумеется, землякам мастера. Но на каждом липецком вернисаже Виктора Семеновича рядом со знакомыми, давно любимыми работами появляются произведения, которых широкая публика не видела. Они дожидались своего срока в частных коллекциях.

Выставка «Хороший день», презентация которой состоялась в Галерее Назарова, не стала исключением. На ней демонстрируются сорок два холста из шести частных собраний. В основе — творения, принадлежащие владельцу галереи. Александр Назаров — давний и преданный ценитель сорокинского искусства.

И все-таки главное даже не в приготовленных пуб­лике сюрпризах. Главное, что вновь повторяется чудо, когда уже не раз экспонировавшиеся пейзажи, натюрморты, портреты воспринимаются как незнакомые. Они с годами словно меняются. Время усиливает их энергетику, заставляет острее, полнее ощутить свободу и радость, которые побуждали художника взяться за кисть.

Долгая жизнь Сорокина была непростой и нелегкой. Но он сумел прожить ее легко. Сам Виктор Семенович однажды в нескольких словах объяснил секрет земного бытия: «Живопись — святое дело… Все остальное исчезает».

Остальное — то есть память о сиротском детстве в коммуне. О судьях, страдавших духовной слепотой и душевной глухотой и называвших шедевры художника мазней. О вынужденном отъезде из Москвы в тихий Елец, чтобы не быть мишенью для обвинений в формализме, низкопоклонстве перед Западом и прочих непростительных грехах.

Он не вступал в споры со слепцами и глупцами. Он предпочитал с мольбертом побродить по милым его сердцу елецким улочкам, уйти на безлюдный речной берег или в недальний лесок. Здесь среди неброской нашей природы открывалась ему вечность мгновений прекрасного. В картинах, представленных сегодня в Галерее Назарова, трепещет, дышит, живет, исцеляет гармония вольных, кажущихся случайными, непреднамеренными мазков.

На сей раз предлагаются пейзажи и натюрморты, прогретые, просвеченные летними солнечными лучами. В отличие от своего кумира Пушкина, не любившего «лето красное», Сорокин был восприимчив к богатству летнего колорита, его оттенков, контрастов.

Самый ранний пейзаж из сорока двух датирован 1948 годом. В ту пору художник только-только перебрался в Елец, его роман с древним городом лишь начинался. А самые поздние и самые смелые полотна написаны в последние годы жизни Сорокина. Но разделенные десятилетиями, они близки между собой по духу и манере.

Устроитель выставки Татьяна Нечаева, сыгравшая большую роль в изучении и пропаганде творческого пути Виктора Семеновича, полагает, что эволюция мастера происходила без рывков и разрывов. Он с юности не изменял выбранному пути. Блистательно усвоив уроки русских классиков и французских импрессионистов, последователь «московской школы» нашел собственные приемы и собственную меру экспрессивности. Все это служило ему для утверждения красоты. А утверждая красоту, говорил Виктор Семенович, мы боремся со злом.

Источник: Липецкая газета

Назад, к статьям