Новости

Декабрь 2021

В «Галерее Назарова» открылась выставка работ Виктора Сорокина «Красота - всюду»

На выставке представлены произведения мастера из собраний московского коллекционера Лилии Славинской и липецкого – Александра Назарова.

Галерея Назарова представляет выставку выдающегося живописца, народного художника России Виктора Семеновича Сорокина. Она открывается на стыке двух годов, связанных с важными датами. 2021-й – 20-летие ухода из земной жизни, 2022-й – 110-летие со дня рождения Сорокина.

На выставке представлены произведения мастера из собраний московского коллекционера Лилии Славинской и липецкого – Александра Назарова.

В молитве, приписываемой святому Франциску Ассизскому, звучит: «Боже, помоги мне не в том, чтобы меня утешали, но чтобы я мог утешить. Помоги мне не в том, чтобы меня понимали, но в том, чтобы я понимал. Не в том, чтобы меня любили, но чтобы я любил» (из книги: Алексей Юрьевич Мунипов «Фермата»).

Суть этого изречение целиком совпадает с убеждениями и творчеством Виктора Семеновича Сорокина. Он не пытался ни понравиться, ни быть понятым, ни любимым зрителями. Писал, как считал единственно возможным для высказывания своего чувствования мира. И мало кто понимал, мало кому нравились его работы. Мотивы картин были просты – он не искал красивого. Он просто видел красоту всюду, не переставая удивляться. Удивления хватило на все его годы. Сорокин безмерно любил жизнь. Жизнь, добро, красота – были для него понятиями одного порядка, одного, божественного начала. Его чувства, его кисть одухотворяли, наполняли содержанием обыденное.

Мода, смена стилей в искусстве его времени будто и не затрагивали творчества художника, однако оно всегда было современным. Манера его письма постоянно менялась, взращивая из самое себя новые приемы. Изменения были органичны, не придуманы. Не обращаясь к большим темам, Сорокин говорил о меняющемся мире. «Какая жизнь, такое искусство» – лаконичный афоризм Виктора Семеновича. Немногословный, он был зорким и понимающим. Сопоставив работы разных периодов с фазами перемен, происходящих в стране, мире и в его собственном существе, можно увидеть соответствия, проявленные в манере письма, стилистике. Основное направление – усиление экспрессии, выраженное в обобщениях, деформациях формы и цвета, напряжении ударов кисти, оставляющей на холсте скульптурные рельефы красочной массы или живые потеки краски. Главным в своем искусстве он считал выражение состояния. Но состояния его собственного, состояния природы, мира, общества? Или все неразделимо? А зритель воспримет картины по-своему, и в разное время по-разному, вслушиваясь в себя, ловя череду личных ассоциаций, поражаясь тому, как мастер смог заглянуть его душу.

Несомненно, многим откроется глубокое понимание Сорокиным мира и человека, его страстная любовь ко всему сущему, вера в жизнь и красоту. И в этом поднимающая душу и утешительная миссия его искусства. В переживаемое нами время, когда мир приблизился к опасному краю, такое искусство особенно значимо, ценно.

Татьяна Нечаева

Назад, к статьям