Новости

Июль 2016

Чистые формы

ЛГ: Итоги недели. 18 июля 2016

В православный праздник русских хранителей семейного счастья и благополучия святых Петра и Февронии Муромских в липецкой Галерее Назарова открылась выставка «Виктор Сорокин. Юрий Гришко. Женская модель. Живопись, скульптура»

Дату для открытия выставки, как заверяют устроители, никто специально не планировал – всё получилось само собой. Значит, так было надо.

Главная героиня, царящая весь июль в Галерее Назарова, – её величество женщина.

– Вернее, женская модель, – поправляет искусствовед, куратор выставок галереи Татьяна Ивановна Нечаева. – Всё-таки между понятиями «образ женщины в искусстве» и «женская модель» – большая пропасть. Образ женщины – это бесконечная тема, предполагающая постановку и решение множества различных задач. А жанр «женская модель» подразумевает чистый взгляд художника на женщину, любование её красотой. Он переживал расцвет и упадок, был гоним церковью, идеологической моралью, ханжеством, но оказался так же неистребим, как неистощима красота, воплощённая Творцом в женщине. Задача нашей выставки – показать, как эта тема решается большими мастерами – живописцем и скульптором, представляющими два разных вида искусства.

Виктор Семёнович Сорокин, народный художник Российской Федерации, говорил: «Жанр модели больше связан с летом… Всё, что красиво, то и интересно для художника. Пишу человека – цель живописная: цветовые отношения, всё должно быть живое. Для меня красота модели – это молодость. Привлекает пластика, движение. Предпочитаю модели со светлой кожей, как у Ренуара. Портрет – цель тоже выразить красоту, психологию имею в виду меньше. Главное – красота формы, кожи. Красота – прежде всего! Если брать психологию как цель – не получится живописи. А если писать красоту, то характер получается сам собой».

– Место женщины в творчестве неоспоримо, драгоценно. Для любого творца женщина всегда была, есть и будет источником вдохновения. Поэтика отношений остаётся, как бы это не уродовалось и не огрублялось жизнью. Всегда женщина будет началом самого доброго в мужчине. Если художник не влюблён, то можно в мастерскую и не входить. Влюблён, увлечён – по-дружески, по-человечески, по-мужски – как угодно, но это должно быть обязательно! Это так и есть, как ни прикрывайся фиговым листом. Не может быть художника, если он не оплодотворён чувством, – уверен народный художник России, почётный гражданин Липецка, действительный член Российской академии художеств, скульптор Юрий Дмитриевич Гришко.

– Чтобы писать обнажённую женщину, художник обязательно должен быть деликатен и даже целомудрен, – считает учредитель галереи Александр Васильевич Назаров. – Именно такими качествами обладают и Сорокин, и Гришко. Виктор Семёнович принципиально не писал лица у своих обнажённых натурщиц – это говорит о деликатном отношении живописца к модели. Чистота, сосредоточенность на красоте – вот что роднит Виктора Сорокина и Юрия Гришко.

аверное, для большинства из нас, даже не художников, образ матери, запечатлённый ещё младенческой памятью на всю жизнь, является главной «женской моделью». Юрий Дмитриевич как-то делился своими детскими переживаниями: война, он – маленький мальчик – вдруг страшно захотел увидеть маму, трудившуюся прачкой, бросился к месту её работы и в клубах почти неподдающегося свету пара различил даже не глазами, а выскакивающим сердцем, её фигуру… Мне кажется, что именно в тот момент и родился замечательный художник, скульптор Юрий Дмитриевич Гришко…

– Виктор Семёнович Сорокин рано остался без родителей – осиротел в пять лет. Это было в революционном сем- надцатом году, – рассказывает Татьяна Ивановна Нечаева. – Мама осталась у него в памяти очень красивой молодой женщиной. Виктор Семёнович говорил: «Она будила меня на Пасху рано-рано и была уже убрана – в бархатном платье и кружевной шали – как барыня. Видел и любовался красотой своей матери в ранние годы жизни, наверное, и художник во мне отсюда»…

Виктор Семёнович Сорокин и Юрий Дмитриевич Гришко, начиная с 1979 года, шесть раз выставлялись вместе – на крупных выставках в Липецке, Москве, Ленинграде (так в советские времена назывался Санкт-Петербург), в Ясной Поляне и в Минске. Нынешняя – седьмая встреча на одной небольшой площадке крупнейших художников Липецкой области – очень тёплая, даже домашняя, лишённая патетики и глобальности. Я бы сказала – личная…

– Идею экспозиции долго вынашивал Александр Назаров. И когда мы её воплотили, сами получили несказанное удовольствие, – улыбается Татьяна Нечаева. – Выставка стала для нас экспериментальной: как-то вдруг оказалось, что экспонаты начинают вступать друг с другом в диалог, здесь обнаруживаются какие-то рифмы. Драматургия, которая возникла в процессе построения экспозиции – это необычайно интересное дело!

Выставка «Виктор Сорокин. Юрий Гришко. Женская модель. Живопись, скульптура» стала совместным проектом Галереи Назарова, Липецкого областного художественного музея и его филиала – Дома Мастера, в экспозиции также представлены работы из частных коллекций.

Е.Ионова

Назад, к статьям