Соболев Виктор
Живописец, член СХ России, учился в Елецком художественном училище
Каким я помню Сорокина по елецкому училищу? Конечно, он не рожден был педагогом. Отдельные его замечания помню. Подходил и очень немногословно говорил: здесь чуть холоднее, здесь чуть теплее, чуть темнее, чуть светлее.
Но первоначально я познакомился в Ельце с Сорокиным именно как с живописцем. Где-то в октябре-ноябре 1951 года, когда я поступил учиться, педагоги устроили выставку своих работ в актовом зале. Придя на выставку и открыв дверь зала, я сразу же обратил внимание, что работа напротив светилась. Что меня привлекло? Солнце. Яркая, белая, освещенная стена дома. Впечатление такое, что она светится. Я пошел, как завороженный, к этому холсту. Небольшой этюд. Елецкий мотив. Сюжет такой: домик с белой стеной, плотное, очень плотное синее небо, рядом деревцо, земля, крыша ржавого железа. Больше ничего. Но такая живописная мощь, такая живописная точность, такая художественная правда! Это меня потрясло. Это самое яркое впечатление за все годы учебы в училище. Тот этюд перед глазами до сих пор.
Но потом, когда я увидел воочию этого человека, было как-то немножечко удивительно. Невысокого росточка, ему тогда еще и сорока не было, внешне он ни капли не был похож на выдающегося живописца.
Когда я учился уже в Москве, и когда Сорокин переехал в Липецк, я с ним общался, прежде всего, как с любимым живописцем, считая его своим учителем. Потому что, даже учась в Москве, я постоянно вспоминал его живопись, очень красивую, богатую. Всегда подспудно он у меня был, как звезда, ориентир.
Честно сказать, я всегда приходил к нему с целью вытащить его на разговор о живописи. Но он был в этих разговорах очень скромен, очень скуп. Я был влюблен в Коровина, и у Сорокина он был кумиром в какое-то время. Впоследствии Сорокин от коровинского метода, на мой взгляд, начал отходить. Он уже перешел на более чувственные критерии в своих живописных построениях. Смотришь его работы, примерно, до середины 70-х годов, там еще виден этот метод: от темного идти к светлому, привязывая, обогащая цветовые пятна. А в последние 15 лет – нет определенного канона построения. Я анализирую его поздние работы, говорю ему: вот тут от темного, главные три пятна. А он мне: а может, от светлого? Я ему задавал вопросы по поводу живописи. Живописца всегда интересует вопрос «как?». И он ничего мне конкретного не отвечал. «А может от светлого?»…
В мире живописи Виктор Семенович просто явление. Мне кажется, что еще очень мало людей осознали, кого мы лишились с его уходом, какого громадного живописца современности, одного из самых выдающихся.
2001 год