Селютина Алла
Путь художника… Каков он? Тернист и полон лишений или благополучен, увенчан славой и почестями? Пройти его достойно, достичь великой цели не сбившись, не размениваясь на сиюминутные радости, дано не многим. Виктор Семенович Сорокин прошел свой жизненный и творческий путь, не предав себя, сохранив чистоту и первозданность в отношении к творчеству, не отступив от Служения Искусству ни на шаг.
Картины Виктора Сорокина – торжество живописи. Все, кто знал художника, отмечают его немногословность. А зачем говорить человеку, обладающему удивительным даром воспринимать мир через цвет, видеть его таким гармоничным и уметь с помощью этой цветовой гармонии передать любые жизненные переживания? Он писал, как дышал, это был его особенный способ общения с миром, людьми. Сорокин был скрытен и сдержан – говорят его современники, да нет же! Он предельно открыт, весь, как на ладони. Его картины – это двери, распахнутые в его мир, войти в который не каждому под силу. Как невозможно ощутить свежести морозного воздуха или аромата цветущих трав, не открыв окна, так невозможно попасть в мир Виктора Сорокина и прочувствовать его живопись, не открыв своей души. В этом и есть чародейство Живописца. В Белгородском художественном музее три работы Виктора Сорокина. Как и все его картины, они обладают своим характером, потому что построены на чувствах – любви к жизни, чувстве цвета, чувстве ритма. «Конец февраля» – на фоне прерывающегося, синкопированного ритма деревянного штакетника фигурка понуро идущего человека, звонкое трио сорок на заборе, танец ветвей деревьев, практически не прописанный дом – очень просто, в несколько штрихов Сорокин создает осязаемое, физическое ощущение морозного зимнего дня, свежего воздуха и немного щемящее настроение. Небольшую лирическую историю о морозном дне художник рассказывает богатым живописным языком. Гармонию всех оттенков синего создает прихотливая игра пластичного, затяжного мазка в тени на земле, перебивающаяся быстрым штрихом сугробов и дополненная вертикальными стремительными взмахами кисти по небу. Камерный очень обычный пейзаж у Сорокина представлен как великое малое, мгновение, ставшее вечностью. Эта же эпичность присутствует в пейзаже «Большие ключи». Небо, деревья и дома отражаются в зеркале озера, оправленного в полукруглую набережную, и создают впечатление замершего, безмолвного пространства, монументальной декорации для людей, фигуры которых написаны яркими, какими-то случайными мазками. Напряженно, почти трагично цветовое звучание в «Натюрморте в саду». Сложный темный фон, как бы «выталкивает» желтые цветы, фрукты, чеснок, белое полотенце. Их чистый, звонкий цвет, живой, дышащий мазок, динамичная диагональная композиция придают полотну особый цветовой и эмоциональный накал. За внешней легкостью, кажущейся небрежностью – колоссальная работа, скрупулезный отбор, упорное желание, отбросив все мелкое, сконцентрироваться на чем-то большом, на том, что художник стремился постичь всю свою жизнь. Частности, детали… мы погрязаем в них, рассматривая малое, не замечаем главного, которое так и ускользает от нас, оставляя чувство неосознанной неудовлетворенности. Вынырнуть из потока сиюминутных суетных дел удается не каждому, тем более, жить вне этого потока. Сорокин умел быть свободным вопреки всему, и как птица парить над своим живописным миром. Его живописное наследие – прекрасная картина жизни, увиденная Мастером с высоты его таланта.