Федорова Илона
Живописец, педагог, член СХ России, ученица В. С. Сорокина
Мое знакомство с Виктором Семеновичем Сорокиным произошло в 1987 году в книжном магазине. Перед поступлением на художественно-графический факультет пединститута я решила что-то почитать о живописи, о которой не имела ни малейшего представления. Взяла со стеллажа альбом, первый попавшийся. Написано – «Виктор Сорокин»1. Открываю и говорю себе: «Ну, мазня, ну, мазня!». Да еще печать не качественная… Закрыла… и купила. Еще раз дома посмотрела и отложила. Так эта книжка у меня и лежала.
Уже студенткой второго курса попала на выставку Сорокина, она была, скорее всего, приурочена к 75-летию художника. Я запомнила даже не выставку, а то, как он выглядел. Он был в «шкурке», как он называл свой жилет с овчиной внутри, джинсах и валенках. Меня поразил его облик. Он так со всеми хорошо общался. У меня были длинные волосы, он говорит: «Приходи, я тебя напишу». Прошел чуть ли не год, и я вспомнила, что Сорокин меня приглашал. А как его найти? Спрашивать было неудобно. Узнала в адресном столе и пошла к нему в гости. Прихожу и говорю: «Здравствуйте, вы меня написать собирались. Помните меня?» Он мотает головой – нет, не помню. «Ну, заходи».
Виктор Семенович только что вернулся из Вышнего Волочка, где был на творческой даче, на «Академичке». Я увидела кипу работ, меня это удивило. Он как писал? На подрамник набьет сразу много холстов: напишет на одном – снимает, пишет на следующем. Он говорит: «Ну, покритикуй». На одной работе был белый снег и серое-серое, как асфальт небо. И я смело начала именно этот пейзаж критиковать: небо тут не правильно написано, нас учат не так, а тут надо вот так писать. Он, видно, улыбался про себя. Потом мы начали пить чай, о чем-то разговаривали. Я думаю: «Мне показали картины, надо и свои показать». Приглашаю: «А пошли ко мне в гости!». Сорокин в ответ: «А пошли!». С этого дня мы начали общаться.
С Виктором Семеновичем было так свободно и легко, так интересно! Помню, он писал натюрморт. Там были: тарелка, кусочек тыквы – оранжевое пятно, стоял кувшин с почти облетевшими, мелкими сиреневыми и желтоватыми хризантемами. Это было под седьмое ноября, выпал снег. Композиция картины получилась такая: белая полоса снега, причем белила он уже нанес на подготовку какую-то плотную, темную, видно, на этом холсте он этот натюрморт уже писал, а потом счистил. Белила нанес, счистил и их, появились какие-то разводы. Я увидела кусок этой белой полосы – она была очень пластичная, на ее фоне кувшин смотрелся темным пятном, но он весь был такой цветной, весь состоял из красноватых, зеленоватых тонов. И еще внизу – белая полоса. А все остальное он практически счистил, оно только угадывалось, но как это было красиво! Меня эта композиция просто потрясла.
Оказалось, что у нас дни рождения в декабре – у меня в начале, у Виктора Семеновича в конце. Мы с подругой Ларисой – он ее писал несколько раз – испекли торт и пришли к нему в гости. Нам всем было очень весело! Эта непринужденная атмосфера зависела, конечно, от Сорокина. Сначала я приводила к нему много случайных людей. Он не сердился, давал такую возможность, но сам немножко уходил в сторону. Я поняла, что этого не нужно делать.
Когда речь шла о том, чтобы найти для него модель интересную, я старалась помочь. Если такая встречалась, то я подходила и всегда договаривалась, мне это сделать было проще. И тут мы как бы вместе творили: я ткани приносила для драпировок, для нарядов. А если меня писал, то делала такие-сякие прически.
Когда я училась рисовать, Виктор Семенович был моим первым натурщиком. Мне хотелось быстрее научиться писать, но не была довольна собой, и слезы лились ручьем. Он меня не критиковал, только говорил: «Ты пиши, пиши!». Он это всем говорил, кто ни приносил ему работы: нельзя огорчать, пусть пишет, что-нибудь получится.
Помню, через год, было уже лето, мы начали вместе ездить в Елец. Он был этому очень рад. Дом Е.П. Крикунова3 тогда только начинался, ступенек еще не было, но Виктор Семенович был доволен, показывал: здесь будет его музей.
В то лето он написал шесть натюрмортов4. Это очень много. Столько за одно лето он больше никогда не писал. Он был в особом настроении, полон вдохновения. Над каждым натюрмортом работал недели две. Делать холст такого размера – около метра – колоссальные внутренние затраты! И композиция требует большой ответственности, и каждый мазок – надо чувствовать расстояние, с какого будет смотреться работа. Как Сорокину это удавалось? Объяснить невозможно. Это от Бога. И я видела, как он от натюрморта весеннего, с ранними ягодами, пришел к натюрморту осеннему. Это было, как прослеженная жизнь – от начала, от пробуждения, до осеннего периода. Это было так здорово! Он мне рассказывал, почему любит писать астры. Это такой цветок, который стоит долго, и с ним можно много работать. И если мне нравилась четкая, острая форма, то для Виктора Семеновича как настоящего живописца важно было цветовое пятно, и как оно взаимодействует с цветом остальных предметов в натюрморте. Раков обожал писать. Злился, когда кошки этих раков потреплют или рыбу съедят: «Опять эти кошки!». Писал он на чем угодно. Если зудят руки, то он хватал первый попавшийся кусок чего-либо – холста, картона, фанеры. Главное – написать. Это для него был язык общения с человеком, с природой, с собой… Словами он крайне редко что говорил. Хотя молчун-молчун, но если что скажет, – в точку. Просто по молодости это не всегда сполна воспринимаешь и ценишь. Только со временем, когда все случайное отсеивается, до тебя начинают доходить его высказывания.
И он был очень требователен к себе. Вспоминаю такой пример. Когда мы с ним ездили во Францию5 в 2000 году, он писал портрет Кристин6, супруги Эдмонда Розенфельда. Виктор Семенович за сорок минут написал необыкновенно красивый портрет. Он чувствовал себя очень ответственным в этой работе – Кристин сама попросила написать ее, и он был очень напряжен. На портрете была роскошная, прекрасная дама. Художник выплеснул свой восторг… Но он тут же стер написанное. Начал переделывать. Я жалею, что не вытащила эту работу сразу из-под его рук и не дала новый холст, надо было делать только так. Эдмонд приходил, стоял за спиной, говорил: «Как хорошо, как хорошо!» А Виктор Семенович переписывал портрет раза четыре. В процессе работы образ на холсте менялся: вначале это была молодая цветущая женщина, а в последнем варианте – это была женщина в возрасте Кристин, с ее психологией. Художник все собрал и сделал этот портрет. Он так себя выложил, что было видно, как он устал. И Виктор Семенович, когда сделал эту работу, признался: «Я не ожидал, что смогу закончить». Обычно, когда не получается, люди ломаются. Но это не тот человек.
Для Кристин портрет был неожиданным, она привыкла к портретам, написанным гладко. А к этой пластике, к этому рвущемуся мазку надо присмотреться, прочувствовать.. Сорокин расстроился – что, не понравилось? Она: «Нет, я просто никогда себя такой не видела». Потом, когда мы уезжали, он этот портрет ей подарил. Она на прощание и в знак благодарности подарила ему два диска с хорами Верди.
Интересно Сорокин говорил о красках. Очень любил наши краски, ценил охры, все земляные. Я сначала не понимала: «Как можно ими писать?». Он отвечал: «Я могу и грязью писать. Не важно. Я могу написать любой краской. Иностранные не люблю потому, что они синтетические, и цвет их ненатуральный. Невозможно натуру писать неприродными красками». И все-таки он признавал достоинства голландских и французских красок. С нашими, чтобы от них чего-то добиться, надо много повозиться на палитре. Их надо вымесить – успеть их полюбить, разозлиться на них. А их краску можно класть сразу на холст, и она не меняет цвет, белила не желтеют. Я знаю, что он тер белила сам до той консистенции, какая ему нужна. Он в них добавлял обязательно воск, говорил: «Не люблю, когда живопись блестит». Иногда он, правда, покрывал картину лаком. Но считал, что матовая живопись лучше.
Когда общаешься с гением, я не боюсь этого слова, то находишься под его влиянием. Однозначно, что некоторое время я писала «под Сорокина». И не жалею, что прошла эту школу. Я много видела, как работает мастер. Например, он часто делал заливки тио-индиго красной. От этой ярко-красной подкладки пейзаж приобретал совершенно иной смысл. Одно лето он именно такие пейзажи любил делать7 и написал их довольно-таки много. Потом бросил, говорил: «Все-таки она лезет через другие краски».
Очень любил эту тио-индиго розовую, тио-индиго черную, обожал жженую кость. Не любил сажу газовую. Вот натюрморт закончил, говорит: «Он устоится, я чуть-чуть, может, добавлю, пролессирую». Думаю, он чувствовал те химические процессы, которые происходят с красками на холсте. Я долго не понимала, и только по прошествии десяти лет стала немного понимать, о чем идет речь. Мы, молодые художники, были довольны, что наблюдали Сорокина в работе и видели, что это, конечно, божественно! А учить он не учил, говорил: «А что их учить, они сами пишут».
Как-то мы с Виктором Семеновичем поехали в Москву. Ходили в театры. Потом, вечером, могли идти по улице, гулять, он что-то рассказывал. Однажды по пути купили пластинку Булата Окуджавы, мы постоянно ее слушали за чаепитием. А чаи мы гоняли! По 7 чашек могли выпить. Я никогда столько не пила чая, но с ним было просто интересно сидеть. О чем у нас были разговоры? Чаще всего – о живописи, искусстве или просто о погоде.
Когда Виктор Семенович ездил на творческую дачу, он присылал мне очень короткие письма, например: «Погода была замечательная, небо лазоревое, я пошел писать, а картина у меня упала, когда подул ветер». Но этого было достаточно: какое-то настроение свое передал, и было приятно.
Мне были особенно интересны пейзажи Сорокина: когда он пишет пейзаж, как он воспринимает состояние природы. Он говорил: «Не люблю лето писать, зелень вся черная», – имея в виду монохромность зрелой зелени, но время от времени писал. Меня потрясает до сих пор вода в его пейзажах. Одно время мы ходили на пруд за вокзалом. Он с удовольствием туда ходил, хотя это далеко, даже для меня утомительно, пока дойдешь до места – уже устанешь. А он старше меня на много, и все равно не сдавался. У него был свой ритм шага, согласующийся с его ритмом жизни.
И вот мы приходили на пруд, я просила научить меня писать воду. Виктор Семенович писал ее разными приемами: то вертикальными мазками – и это была вода, то горизонтальными – и это тоже была вода. Потом я видела, что он просто повозил кистью по холсту, и это опять была вода. За счет чего? Верность отношения цвета – неба, земли и воды. Если вертикальными мазками написать небо, будет очень активный этюд. Я все время допытывалась, где он побывал, чтобы так писать дали у воды? Он говорил, что Байкал помог ему освоить цвето-тональную насыщенность пространства. Говорил, что там состояние природы менялось каждые пять минут. Еще Виктор Семенович рассказывал о реке Хопер, таинственно рассказывал всегда, потому что у него, видно, очень приятные воспоминания остались. По поводу воды он говорил: в первую очередь надо искупаться, ощутить ее кожей. Он писал Дон, Хопер, Матыру, Воронеж, Плещеево озеро, Байкал, Черное море. Все это – опыт.
Кто-то из знакомых назвал Сорокина Бахом в живописи. Хотя он не очень любил слушать Баха, потому что эта музыка – космическая, слишком большая для него: она раздавливает человека и одновременно погружает в огромнейшее пространство. Бах пугал Виктора Семеновича чувством смерти, которое есть в его музыке, а в живописи Сорокина – чувство жизни… Его мазок тоже делает широкое пространство. Даже маленькую улочку он так пишет. Я стремилась понять: почему, допустим, там много места отдается дороге? Он мне объяснял, что здесь это необходимо. Я пыталась так же делать, но у меня эти пространства получались пустыми. А у Виктора Семеновича пустоты нет никогда. Нужно отойти на какое-то расстояние, чтобы увидеть: у него и в маленьком пейзаже – космос. У Виктора Семеновича чувство жизни заполняет все полотна, кроме последнего автопортрета, и еще нескольких работ.
Я просила написать для меня такие же ирисы, какие он написал во Франции. Эта работа у меня перед глазами. Она произвела невозможное потрясение! Такая нагрузка холста! Казалось, что руками брали краску, как тесто месили и кидали на холст. Удивительная вещь. В ней он превзошел Ван Гога. Видно такое повторить нельзя. Вместо ирисов он подарил мне автопортрет. Там был написан мужчина, с седыми волосами, бородой, решительный, с жестким взглядом, которого я не замечала у Сорокина, он пытливо на мир смотрел, но никогда не зло.
Хочется еще раз вернуться к созданию натюрмортов. Прихожу однажды к Виктору Семеновичу – и в доме, и в саду жуткий запах. Что такое? «Я фузу9 разогреваю». На плите, в жутких пожароопасных условиях, он льет в консервную банку скипидар и размешивает, разогревая. И этой разжиженной массой он писал фон, крупные предметы. Он работал над натюрмортами от нескольких дней до двух недель, по несколько часов за сеанс. Но внутренне эта работа происходила непрерывно – он все время мимо холста ходил, ходил… Он настраивался. Я старалась не мешать. Натюрморты он писал чаще всего уединенно. Но процесс я видела. Цвет он так замешивал: выкладывал краски тех цветов, которые будут составлять основной колорит картины, выдавливал их почти по тюбику на палитру, так чтобы с нее текло, белил туда наложит. Потом это размешивается по всей палитре – круговерть такая, и смотришь – все это выплескивается на холст совершенно удивительно. Сорокин на уже палитре решал проблему колорита. Выложил он фузу, допустим, потом на палитре замешал краску этой же кистью и прописал тот тон, который нужен. Он мог фузу соединять с очень плотными красками. Любил, особенно когда писал в саду, соединять с краплаком, либо с коричневыми. Он одновременно работал со всеми красками. Но случалось и так, что холст покрашен, основной фон есть, Виктор Семенович расставит пятна, например, пролепит кувшин с цветком, или что-то еще, и обязательно какой-то цветовой акцент поставит. По сути, натюрморт решен. Бросит, отойдет: «Я сегодня устал». Но вообще он очень упорно стоял у станка, я поражалась его работоспособности – и внутренней и физической: какой она должна быть, чтобы простоять три часа у холста?! Он мог писать, писать, писать, потом все стереть. И на следующий день опять идти к этому холсту и работать с ним, а он, этот холст огромный! Не каждый с таким масштабом справится.
Виктор Семенович любил, когда цветы немного увядали, они приобретали для него особую ценность, потому что лишняя ядовитость, которую он не терпел, убиралась, и оставалась живописность. Но должен быть такой глаз, который чувствует в этом как бы невзрачном букетике, как многим кажется, совершенно уникальные свойства. Я столько раз смотрела на предметы, которые он пишет, в реальности, и на то, как он в живописи их преподносил… Пространство окна он всегда менял – делал больше, меньше. Между натюрмортом и пейзажем за окном – полная гармония, они слиты воедино. Тени на подоконнике продолжают тени на снегу… А зимние пейзажи у Виктора Семеновича – это всегда чудо, просто песня. Он мне говорил, что надо писать, когда не более 15 градусов мороза, при 20-ти – краски уже невозможно развести. Но есть этюды, которые он писал при 20-ти, я это видела. Зимние пейзажи меня удивляли тем, что он сразу землю и небо покроет, и уже это рождает картину, можно уже ничего не прописывать. Всего лишь два отношения… это просто невероятно! Лесочек сделает, дорожку – и все готово. Когда цветовые отношения точные – все решено, и он их очень хорошо чувствовал. Сорокин мог написать небо серым, желтым, каким-то зеленоватым… Очень часто в написании весеннего неба он в голубую краску добавлял белила, и краплак, и тио-индиго. Это прекрасно, что я видела – какие бывают небеса. И мне смешно вспоминать, как я, глупая, в первую нашу встречу раскритиковала главное достоинство его живописи – цветовые отношения.
Мы с Виктором Семеновичем часто разговаривали о художниках. В числе первых он всегда называл Константина Коровина11. Обязательно – Клода Моне. Ему было дорого все, что было связано с импрессионизмом. Нравился Ренуар. Тициана любил. Восхищался Веласкесом, он произносил это слово очень мягко, с наслаждением, этот художник для него всегда был важным. Рубенс ему тоже нравился, вернее ему нравились модели Рубенса. Рембрандт восхищал. В «Возвращении блудного сына» все есть, что так интересовало Сорокина в последний период жизни – и фактурность, и горение цвета изнутри. Бывая в Эрмитаже он подолгу смотрел эту работу. Еще Виктору Семеновичу нравился Гойя.
Как он ходил по музеям, по выставкам? Когда доходил до того места, где ему нравилось, то и причмокивал, и покашливал, как-то эмоционально проявлял свое отношение. Иногда комментировал работы. Мы чаще всего бывали на втором этаже Пушкинского музея, где импрессионисты и Матисс – Сорокин любил эти его алжирские этюды. Ему очень нравился Сезанн, он все время смотрел на его автопортрет. Мне кажется, Виктор Семенович что-то добирал для себя у Сезанна.
В своих автопортретах он был очень изобретателен: одно и то же лицо, но портреты все разные. За полгода до того, как случилось несчастье, наверное, в феврале или марте12, он мне он неожиданно подарил автопортрет. На первый взгляд, обычный для него ход: одна сторона лица затенена, а другая – освещена. Мне он сразу чем-то не понравился. Всмотрелась и оцепенела: там половина лица живого человека, а половина – уже мертвого. Меня это потрясло. Таким он потом выглядел после инсульта. Я была очень расстроена этим портретом. Художник – что пишет, то он и есть.
Несколько слов о серии автопортретов на газетах. Началось с того, что он пролил масло на газету, и на ней портрет написал, потом второй, третий… Увлекся. Но длилось это недолго. По датам на газетах можно установить.14
Когда пошли выставки авангарда 20-30-х годов, Виктор Семенович от их просмотра мгновенно зажигался. Смотрим Кандинского, Малевича, он заявляет: «Бросаю все, пишу, как Малевич, бросаю все, пишу, как Кандинский!». После графики Филонова: «Ох-ох-ох! Бросаю живопись, занимаюсь графикой». У меня есть одна графическая работа Виктора Семеновича, единственная в своем роде13. Я делала гравюру на картоне и предложила ему присоединиться. И он резал, клеил свою гравюрку, и мы ее отпечатали – с одной стороны мастер, колесо станка, с другой стороны – женская фигурка. Он гордо расписался типографской краской. Он увлекался, но никакие эксперименты его не сбивали с пути.
В музеях и на выставках он каких-то художников принимал всецело, каких-то несколько отстраненно, Боннара, например, но все равно пропуская через себя, накапливая в себе что-то. А потом – новый рывок в живописи. Он меня удивлял все 12 лет нашего знакомства. Я думала, что за его долгую жизнь можно исписаться. Но он был неисчерпаемый, новый, всегда готовящийся к новому. Поэтому от него ни на шаг не хотелось уходить.
О некоторых вещах только с ним можно было говорить. Он был неразговорчив, но мне достаточно было его реакции. Когда я задавала вопросы, он что-то рассказывал, а сам по себе он крайне редко высказывался и никогда не пытался навязать свое суждение. Мне было интересно его мнение по поводу произведений литературы, поэзии, музыки, кино. Насколько поняла, круг его чтения составляла русская классика и литература о великих художниках. Я подарила ему книгу прозы Бунина, очень красивое издание. Она была небольшого формата, на обложке – работа Врубеля с раковиной и двумя женскими фигурками, и шрифт крупный. Читал он без очков всю жизнь, но не любил мелкий шрифт. Виктор Семенович остался доволен – иллюстрации хорошие и бумага такая, как надо: терпеть не мог в книгах газетной бумаги. Он с удовольствием ее читал. Я увлекалась поэзией и «болела» каждым поэтом подолгу, перечитывая бесконечно. Так было с Анной Ахматовой. И, наверное, я надоедала ему этими стихами. Он очень любил и умел слушать. Потом мы с ним Арсения Тарковского читали, и я покупала ему сборники его стихов. Приносила ему фильмы Андрея Тарковского. Самым любимым у него был не «Андрей Рублев», а «Зеркало». Там ему нравился тот момент, когда падают кувшины от ветра. Виктор Семенович говорил, что это тот натюрморт, который он писал всю жизнь… Думаю, речь шла о философии. «Зеркало» он очень часто смотрел, еще «Ностальгию» любил – очень тонкий фильм, живописно снятый. Он рассказывал, что какие-то из этих картин он видел раньше, в советское время. «Зеркало» ругали, но дали посмотреть работникам искусства. «Я видел, какая это красота. Может, оттуда шло какое-то воздействие на мою работу».
Он слушал радиостанцию «Орфей», которая передавала классическую музыку и всегда у него была включена. Делился: «Сегодня – «Евгения Онегина» передавали, с удовольствие послушал». Виктор Семенович открыл для меня оперное искусство. Одно время слушал Бетховена, потом перестал: «Мне сейчас это не подходит». Не любил флейту и арфу.
Он был человеком с большим юмором. Даже в последние дни жизни. Он не ел ничего, я уже начинала реветь, а он меня передразнивал. Однажды я, измученная, ему крикнула: «Но жрать-то надо!» А он: «Что ты меня оскорбляешь?». За время болезни он никогда не жаловался. В первые дни постоянно говорил: «Я вам доставил столько хлопот». Я отвечала, что мы не сможем отдать ему даже части того, что он сделал для всех нас.
Виктор Семенович любил повторять, ссылаясь для авторитетности на Леонардо, на Матисса, что в искусстве живопись занимает первое место, как он говорил – «номер 1». И для него она была главным в жизни. Она была и панацеей от многих бед, случайностей жизненных, суеты просто-напросто. «Ты пиши, занимайся живописью, не бросай, все остальное придет». Что, собственно, сам и делал всю жизнь.
- С. Киселева. Виктор Сорокин. Альбом. М., 1984
- Соболев Виктор Яковлевич, член Союза художников России, учился у В.С. Сорокина в Елецком художественном училище, в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова
- Крикунов Евгений Павлович, коллекционер, создатель в Ельце Музея Виктора Сорокина в 1992 году (?)
- Все натюрморты (перечислить) были приобретены (указать когда) министерством культуры РФ (?) вместе с еще шестью работами, и были переданы в фонд Липецкой областной картинной галереи в 1992 году (?)
- Речь идет о поездке во Францию в осенью (уточнить месяц) 1991 по приглашению коллекционера и владельца галереи «Lts Oread» Эдмонда Розенфельда.
- Кристин Розенфельд, супруга Эдмонда Розенфельда
- Около 1990 года (7), привести примеры.
- Альбина Георгиевна Акритас, народный художник России, действительный член Российской академии художеств, живописец, график, была хорошо знакома с В.С. Сорокиным с (…годов), вместе с Сорокиным входила в выставком зональных выставок «Край Черноземный»).
- Огурцов Альберт Федорович, (звание), действительный член Российской академии художеств, живописец, первоначальной профессиональное образование получил в Орловском (Елецком) художественном училище (класс В.М. Сорокина). Годы?
- «Фуза» - смесь краски, счищенной с палитры или холста. Она имеет сложный цвет, зависящий от колорита картины, над которой работал художник, и его цветовых предпочтений. В.С. Сорокин нередко использовал фузу для написания фона, изображения предметов, добавляя в готовую смесь различные краски, благодаря чему добивался гармоничности в цветовом решении композиции. По мнению Максима Кантора, « Эти замесы, эти особые цвета отличают художников друг от друга. В живописи нет просто "красного", но есть красный Рембрандта, красный Пуссена, красный Бэкона. Наличие такого качества цвета — индивидуального — есть свидетельство того, что перед нами — искусство.» Максим Ъ-Кантор. Газета "Коммерсантъ", №123 (1081), 20.07.1996
- В изостудии трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского и в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова преподавателем живописи у В.С. Сорокина был Б.В. Иогансон, ученик К. А. Коровина.
- Речь идет об инсульте, случившемся в 2001 году
- В.С. Сорокин. «Художник и муза», 1994, гравюра на картоне, смешенная техника, 20х30. Местонахождение – Филиал ОБУК ЛОКГ «Художественный музей им. В.С. Сорокина – Дом Мастера», инв. КП 277, Г 82. Работа передана в дар музею И.А. Федоровой в 2004 году.
- Автопортреты, написанные на газетах, относятся к 1995-1996 года, что подтверждается датами выпуска изданий, таких как газеты «Культура», «Сегодня» и др. Местонахождение работ – Филиал ОБУК ЛОКГ «Художественный музей им. В.С. Сорокина – Дом Мастера», частные собрания.